• Юрий Кузнецов 01.10.2015 ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Президенту РФ Путину Владимиру Владимировичу от члена Общественного совета МО Мещанский Кузнецова Юрия Михайловича и его товарищей. Ж…
    Юрий Кузнецов
    Категории: Форум, Новости

    01.10.2015

    ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Президенту РФ Путину Владимиру Владимировичу от члена Общественного совета МО Мещанский Кузнецова Юрия Михайловича и его товарищей.

    ЖКХ Российской Федерации. Мы не имеем права рисковать своими жилищами и обращаемся к Президенту РФ за поддержкой в намерениях спасти ситуацию. В ЖКХ необходимы кардинальные изменения - нужна РЕФОРМА. У НАС ЕСТЬ КОНКРЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Реформа ЖКХ должна получить всенародную поддержку, в ЖКХ есть профессионалы и порядочные люди, которые могут и хотят работать, но им не дают этого делать.

    Уважаемый Владимир Владимирович!

    Ситуация в ЖКХ зашла в тупик. Верить изменениям к лучшему - нельзя. Становится всё хуже и хуже.

    Если сказать прямо и коротко, то мы имеем дело с тотальным воровством, коррупцией и непрофессионализмом, а действенные методы противодействия этому злу практически отсутствуют. Система ЖКХ вместе с Жилищным Кодексом выстроена, функционирует в интересах и с участием чиновников, а гражданам РФ, собственникам помещений, отведена роль пассивных наблюдателей без инструментов влияния. Чиновники, не получая сдачи, наглеют. Нужна РЕФОРМА ЖКХ.

    Жилой фонд, в результате содержания и текущего ремонта общего имущества, осуществляемого управляющими организациями, уверенно разрушается и приходит в аварийное, ветхое состояние. Капитальный ремонт в большинстве случаев выполнялся по выборочной схеме и с недостаточным финансированием, с плохим качеством, крупными хищениями и, в целом, был провален. Более половины жилья нуждается в капитальном ремонте. Жители протестует.

    Государство, владея огромными ресурсами, не выполнило перед собственниками помещений своих обязательств и по новой программе капитального ремонта от 2012 года решило переложить всю тяжесть невыполненных работ на плечи этих собственников с дополнительным бременем ремонта чужих домов. Это незаконно и в ближайшей-среднесрочной перспективе просто невозможно - не подготовлены объективные экономические условия.

    Запущен всероссийский миф об обоснованности тарифов (минимальных отчислений) на капитальный ремонт, варьирующихся по России от 2 до 20 рублей за кв.метр, и о возможности по этим тарифам сделать капитальный ремонт. Эти тарифы заточены лишь на выборочный ремонт, а на прочее придётся собирать дополнительно. Реальный тариф комплексного капитального ремонта из 72 видов работ с учётом 25-летнего безинфляционного периода накоплений = 60,00 рублей - в месяц, и для квартиры в 60 кв.м это будет стоить 3 600 рублей. Таких денег у большинства граждан РФ нет. Сам тариф не дифференцирован в зависимости от типа и состояния домов. Правильно будет назвать его оброком.

    Положения капитального ремонта Жилищного Кодекса РФ в условиях экономического кризиса, высокой инфляции, рисков появления форс-мажорных ситуаций, коррупционной составляющей в сфере ЖКХ, неготовности строительной индустрии к новым объёмам и качеству работ не дают никаких гарантий проведения качественного, полноценного и своевременного ремонта. Путь латания дыр - бесперспективен. Похоже на аферу.

    Что делать?! Ключевые положения реформы ЖКХ.

    Если сказать прямо и коротко, то пришла пора собственникам помещений брать власть и ответственность по управлению общедомовым имуществом в свои руки, а государству - поддержать собственников и помочь им реализовать свои права.

    1. В условиях кризиса жизненно важно на порядок повысить эффективность вложения средств по всем направлениям работы ЖКХ (содержание и текущий ремонт, капитальный ремонт и благоустройство придомовых территорий). Для этого нужно в корне поменять отношения между собственниками помещений и управляющими (и подрядными организациями). Собственники помещений должны стать полноценными собственниками общедомового имущества с реальным, юридически оформленным пакетом рычагов, в том числе, финансовых, на управление МКД по всем указанным направлениям.

    1.1. Для каждого МКД вводятся три обязательных специальных счёта: первый - для содержания и текущего ремонта, второй - для накоплений по капитальному ремонту, третий - для благоустройства придомовой территории. Владельцами средств, аккумулированных на специальных счетах, являются собственники помещений, которые разрешают списывание средств только за фактически выполненные работы и услуги. Банк без протокола собрания собственников помещений не имеет права производить списывания средств со специального счёта.

    1.2. Совет дома получает новый статус: "Совет управления жилым многоквартирным домом". Он по поручению собственников помещений определяет годовой план и смету работ по содержанию и текущему ремонту МКД, контролирует работы по капитальному ремонту и благоустройству придомовой территории, принимает работы, подписывает акты и даёт разрешение на списывание средств. Управляющие организации получают статус "Обслуживающие" со всеми вытекающими последствиями. Решение Совета управления домом является законом для обслуживающей или подрядной организации.

    Собственники, как заказчики всех работ и услуг, становятся владельцами средств для оплаты этих работ и услуг, и получают реальный контроль за обслуживающими организациями. Всё становится на свои места. Это нормальные, принятые во всём мире цивилизованные отношения между заказчиками и исполнителями работ. Здесь начинается успех реформы ЖКХ, и именно здесь будет самое отчаянное сопротивление чиновников.

    1.3. Оценку работе обслуживающей организации должны давать, в первую очередь, сами собственники помещений - именно их оценка должна быть решающей и при выдаче лицензий. Долю прибыли обслуживающей организации должны определять тоже собственники помещений в зависимости от результатов по обслуживанию общедомового имущества.

    1.4. Специалистам разработать комплект типовых договоров, необходимых собственникам помещений в их управлении МКД. Государству оперативно разработать программу возвращения собственникам помещений незаконно отчуждённого у них общедомового имущества и обеспечить её безусловное выполнение.

    2. В ближайшей и средней перспективе необходима существенная государственная поддержка сферы ЖКХ по капитальному ремонту МКД, но на совершенно другом правовом и организационном уровне. Разработать новую программу капитального ремонта, отвечающую объективным реалиям экономической ситуации и законным правам собственников помещений на управление общедомовым имуществом. Фонды капитального ремонта формировать только на специальных счетах МКД по принципу софинансирования с участием государства и собственников помещений. Соотношение на текущий момент, например: государство - 90%, собственники помещений - 10%. Нужны расчёты возможностей государства и собственников помещений.

    2.1. Тариф на отчисления по капитальному ремонту, срок и график проведения ремонта, период отчислений на капитальный ремонт устанавливают сами собственники помещений решением общего собрания, исходя из текущего состояния общедомовых систем, выводов и рекомендаций, указанных в заключениях по мониторингу общедомовых систем, а также из своих финансовых возможностей. Будем воспитывать ответственных собственников.

    2.2. Если к назначенному сроку собственники не набирают нужной суммы, то государство, например, региональный Департамент капитального ремонта предоставляет собственникам помещений кредит на недостающую сумму на льготных условиях - беспроцентный и без учёта инфляции. Отношения государства с кредитной организацией - это дело государства. Ремонт должен быть выполнен в срок и государство является гарантом исполнения капитального ремонта.

    2.3. Обслуживающие организации на определённых условиях должны участвовать в подготовке, организации и проведении капитальных ремонтов в вверенных им домах. Возродить отделы капитального ремонта в обслуживающих организациях и закрепить их новые дополнительные обязанности на законодательном уровне.

    2.4. Государству обеспечить подготовку специалистов ЖКХ, в том числе, и для обслуживающих организаций, способных в современных условиях подготовить, организовать, провести капитальный ремонт МКД и оказать собственникам помещений необходимую помощь.

    3. Остановить запущенную Федеральным Законом № 271-ФЗ программу капитального ремонта, как угрожающую сохранности жилого фонда россиян, юридически непродуманную программу и не учитывающую реалии дня. На практике эта программа ничего к лучшему не изменила, чиновники из своего провала не сделали никаких выводов, только источником финансирования капитального беспредела теперь стали слабеющие граждане. Объявить мораторий на платежи по капитальному ремонту для всей России.

    4. Произвести решительные кадровые изменения высшего руководства ЖКХ на федеральном и региональных уровнях. Сфера ЖКХ требует новых людей, честных и профессионалов. Старые руководители не способны к реформе. Произвести анализ состояния отрасли ЖКХ и причин, приведшим к плачевным результатам. Сделать ВЫВОДЫ, разработать ПРОГРАММУ РЕФОРМЫ. Начать объективный мониторинг состояния общедомовых систем МКД.

    4.1. Государству подготовить информативные реестры домов по категориям: ветхие, аварийные, со сделанным выборочным капитальным ремонтом, со сделанным комплексным капитальным ремонтом, новые дома. Оценить объём работ, возможности, рассчитать средства и ресурсы. Осуществлять политику государственного планирования и контроля капитального ремонта жилого фонда с участием собственников помещений, Общества.

    4.2. Разработать типовые проекты капитального ремонта МКД с учётом года постройки, типа дома, его индивидуальных особенностей, степени изношенности и состояния общедомовых систем, которые будут лежать в основе для разработки уже индивидуальных проектов капитального ремонта домов. В индивидуальных проектах предусмотреть варианты модернизации систем дома, которые могут помочь в его обслуживании, и современные энергосберегающие технологии.

    4.3. В регионах создать базы данных по подрядным лицензированным организациям, имеющим право проводить работы капитального и текущего ремонта МКД. Собственники должны иметь право выбора и гарантию наличия профессиональных подрядчиков в сфере ЖКХ.

    4.4. Готовить отечественную строительную индустрию ЖКХ к новым объёмам и новому качеству работ. Нужны отечественные строительные материалы и техника, отечественные инженерно-технический состав и рабочая сила. Нужна независимость и стабильность на строительные ресурсы по всем аспектам.

    4.5. Подготовить общедоступную базу данных государственных расценок на строительные материалы, работы и услуги в сфере ЖКХ, которыми будут строго руководствоваться управляющие и подрядные организации при содержании, текущем и капитальном ремонте МКД.

    5. Готовить изменения в Жилищный Кодекс РФ с участием председателей Советов домов, ТСЖ, ЖСК, Общества с учётом высказанных нами в данном обращении предложений. Провести всенародные публичные обсуждения проекта ЖК РФ.

    Общество предлагает и обсуждает все инициативы по реформированию ЖКХ и его законодательной базы, профессионалы проводят экспертизы предлагаемым решениям и делают заключения с выводами и рекомендациями, чиновники дают свою оценку наработанному материалу, но, ни в коем случае, нельзя допускать чиновников к процедуре окончательного принятия решений. Их основные обязанности - исполнять принятые Обществом решения.

    5.1. Обеспечить законные права собственников помещений на управление общедомовым имуществом, которое не должно быть средством обогащения обслуживающих организаций. Прописать права и обязанности Совета управления домом с учётом его новых управляющих функций и, в этой связи, уточнить права и обязанности обслуживающей организации. Составить регламенты работы со специальными счетами, дать больше прав собственникам помещений на распоряжение средствами на указанных счетах. Дать больше свободы обслуживающим организациям для эффективного выполнения своих прямых обязанностей (см. текст данного обращения вместе с приложением).

    5.2. В Жилищный Кодекс РФ добавить два условия, после выполнения которых наступают обязанности собственников помещений по выполнению капитального ремонта МКД в полном объёме:

    5.2.1. государство выполняет свои обязательства по капитальному ремонту общего имущества МКД, определенные статьёй 16 раздела II "Основные принципы и условия приватизации жилых помещений" Федерального Закона от 1991 года № 1541-1. Акт выполнения государством своего долга перед МКД регистрируется в специальном государственном реестре и один из его экземпляров передаётся собственникам помещений;

    5.2.2. наличие объективных экономических условий и соответствующий уровень благосостояния граждан РФ, что устанавливается документами Федерального уровня. Здесь нужен расчёт полного комплекса экономических параметров, на основании которого будут делаться определённые выводы о наступлении условий.

    5.3. Разработать новую программу капитального ремонта, отвечающую объективным реалиям экономической ситуации и законным правам собственников помещений на управление общедомовым имуществом. В Жилищном Кодексе прописать полный перечень работ, попадающих в категорию работ капитального ремонта - это 72 вида работ. Дать полную характеристику, описание и рекомендации по ремонту общедомовых систем.

    5.4. Оставить за государством обязанность за бюджетные средства производить все работы по конструктивным элементам МКД (ремонт, усиление, восстановление, реконструкция, возведение дополнительных конструктивных элементов и далее). Это очень дорогостоящие и ответственные работы. Собственникам помещений их не осилить.

    6. Государству гарантировать сохранность фондов капитального ремонта, находящихся на специальных счетах собственников помещений, и определить дополнительный источник их пополнения:

    6.1. Страхование фондов капитального ремонта, находящихся на специальных счетах собственников помещений. В случае возникновения форс-мажорных ситуаций возвращать владельцам их накопленные средства в полном объёме.

    6.2. Обеспечение сохранности фондов капитального ремонта в условиях высоких инфляционных процессов с помощью ежегодных индексаций на величину официально объявленной годовой инфляции. Государство, порождающее высокие инфляционные процессы, должно нести соответствующую ответственность по защите вкладов населения.

    6.3. Средства, получаемые государством от собственников помещений МКД по налоговым отчислениям на их недвижимость в виде квартир, перечислять на специальный счёт капитального ремонта конкретного МКД. Банковские проценты по вкладам на специальные счетах по капитальному ремонту остаются на указанных счетах.

    7. В рамках проведения государством антимонопольной политики в сфере ЖКХ разрешить на базе крупных обслуживающих организаций создавать новые независимые обслуживающие организации государственного или частного характера, если на то будет, например, инициатива собственников помещений соответствующих домов и руководства подразделения, решившегося на отделение. Возможны варианты. Плохо работающие монополии, как правило, находятся под "охраной" чиновников - их необходимо разукрупнять. Очень нужна конкуренция. В ЖКХ есть профессионалы и порядочные люди, которые могут и хотят работать, но им не дают этого делать - их надо поддержать и дать дорогу.

    8. С учётом тяжелейшего положения дел в сфере ЖКХ полностью освободить от НДС (18%), хотя бы на определённый период, все услуги и работы по содержанию, обслуживанию и ремонту общедомового имущества. Это должно касаться фондов заработной платы, текущего ремонта, выполняемого хозяйственным и подрядным способами, всех стадий капитального ремонта, аварийных работ, оплаты договоров на подрядное обслуживание общедомовых систем и стоимости материалов ремонта МКД. На повестке дня - выживание ЖКХ. Нужны льготы.

    9. В категорической форме отменить конкурсы (тендеры) по выбору подрядных организаций для выполнения работ в МКД. Убрать явное коррупционное звено из сферы ЖКХ. Вменить в обязанности обслуживающим организациям поиск подрядчиков и представления их собственникам помещений для утверждения. Нужна государственная база данных лицензированных подрядных организаций. Дать больше прав и ответственности обслуживающим организациям. Они найдут исполнителей быстро, надёжно, без коррупции и без "накладных" расходов.

    10. Государству обеспечить стабильность тарифов и цен в области ЖКХ. Ввести строгий государственный контроль за ценовой политикой в сфере ЖКХ. Дать объективное экономическое обоснование себестоимости поставляемых в ЖКХ энерго-и-прочих ресуросов и определить допустимые нормы прибыли по ним для организаций-поставщиков. Имея богатейшие энерго-и-прочие ресурсы государство не должно устанавливать для внутреннего потребления такие высокие тарифы на тепло, газ, электроэнергию, на холодную и горячую воду.

    11. На законодательном уровне отказаться в сфере ЖКХ от введения социальных норм на потребление указанных ресурсов, которые на практике ограничивают права собственников на получение этих ресурсов и увеличивают их стоимость.

    Подробное изложение предложенных нами ключевых положений по реформе ЖКХ указано в Приложении "Предложения по изменению положений Жилищного Кодекса РФ и организации работы ЖКХ. Рабочий документ" (на 7 листах).

    С уважением,

    ПОДПИСИ

    Кузнецов Юрий Михайлович, член Общественного совета МО Мещанский, председатель Совета дома № 6 по Протопоповскому переулку, город Москва;

    Стародубцев Валентин Николаевич, председатель Совета дома № 2 по Средней Переяславской улице, город Москва;

    Ушаков Сергей Викторович, председатель Совета дома № 14 по Протопоповскому переулку, город Москва;

    Харыбина Наталия Львовна, председатель Совета дома № 36, стр.1 по улице Гиляровского, город Москва;

    Пасько Степан Иванович, председатель Совета дома № 15 по Последнему переулку, город Москва;

    Ларин Анатолий Тихонович, член Совета дома № 2 по Средней Переяславской улице, город Москва;

    Цыганков Владимир Георгиевич, председатель Совета дома № 10 по Большой Переяславской улице, город Москва;

    Мартинова Нина Юрьевна, председатель Совета дома № 6 по Банному переулку, город Москва.