• депутат Алексей Бондаренко К вопросу о капитальном ремонте многоквартирных домов

    К вопросу о капитальном ремонте многоквартирных домов

    депутат Алексей Бондаренко

    Жалуйся Куда Хочешь (карикатура В. Богданова)

    Дорогие друзья! Вопрос будем рассматривать не в глобальном и даже не в городском масштабе, а на нашем скромном местном (муниципальном, местечковом) уровне. Не выходя за пределы не только района, но и придерживаясь границ нашего второго муниципального избирательного округа. А всё потому, что роль муниципального депутата в этом вопросе сводится только лишь к отдельным компетенциям (но не полномочиям, которые обычно обеспечиваются не только нормативными, но и другими, более существенными ресурсами). То, что эти компетенции у нас теперь появились - очень хорошо. Они дают возможность быть ещё ближе к насущным проблемам жителей. По крайней мере открывается некоторая перспектива развития местного самоуправления в городе. Именно такие "частичные компетенции" очевидно являются эволюцией, или же твердым шагом городских властей к защите интересов жителей. Итак, будем разбираться ..

    Напоминаю, что с 01 февраля 2016 года вступил в силу Закон города Москвы от 16 декабря 2015 г. № 72 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в рамках реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы».

    Согласно этому закону, органы местного самоуправления были наделены следующими полномочиями в реализации региональной (московской) программы капитального ремонта:

    1) Согласование адресного перечня многоквартирных домов, подлежащих включению в краткосрочный план реализации региональной программы капремонта общего имущества в многоквартирных домах, в части распределения по годам сроков проведения капремонта общего имущества, в пределах сроков реализации краткосрочного плана;

    2) Участие в работе Комиссий, осуществляющих открытие работ и приемку оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества.

    Позднее, 25.02.2016 г. Правительством Москвы принято постановление № 57-ПП «Об утверждении Порядка реализации органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельного полномочия города Москвы по участию в работе комиссий, осуществляющих открытие работ и приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах».

    Этим документом обеспечивается порядок реализации органами местного самоуправления полномочия по участию в работе Комиссий, осуществляющих открытие работ и приемку услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

    Депутаты представительного органа местного самоуправления участвуют в работе Комиссий, осуществляющих открытие работ и приемку оказанных услуг, а также выполненных работ по капремонту общего имущества. Проведение работ обеспечивает Фонд капитального ремонта многоквартирных домов.

    Комиссии создаются Фондом капитального ремонта для каждого многоквартирного дома в районе, включенного в краткосрочный план осуществления региональной (московской) программы капитального ремонта общедомового имущества.

    В составе Комиссий обязательно присутствует уполномоченный (основной) депутат Совета депутатов, направленный решением Совета депутатов для участия в открытии работ, их контроле, а также закрытии. Порядок закрепления депутатов обеспечивается Регламентом представительного органа местного самоуправления. Вся информация, включая адреса, объемы работ по капитальному ремонту, а также участие основного уполномоченного депутата, закрепленного решением представительного органа должны быть опубликованы (в том числе) на официальных сайта органов местного самоуправления.

    Для создания Комиссий, Фонд капитального ремонта в течение 10 календарных дней со дня утверждения краткосрочного плана направляет в Совет депутатов уведомления о необходимости направления депутатов для участия в работе Комиссий, а Советы депутатов не позднее чем через 21 календарный день принимают решения о поименном участии депутатов в работе Комиссий.

    Уполномоченный депутат принимает активное участие в работе такой Комиссии. Следовательно, открытие работ невозможно без подписания депутатом Акта открытия работ. Резервный депутат открывает работы в случае обоснованной невозможности открытия работ основным уполномоченным депутатом. Основной уполномоченный депутат должен быть заблаговременно уведомлен о дате и времени работы Комиссии по конкретному объекту.

    Отказ от подписания Акта открытия/закрытия работ должен быть обоснованным и оформляется письменным «особым мнением» с указанием замечаний к выполненным работам, которое прилагается к акту. Акт приемки с приложением «особого мнения» представляется на рассмотрение Мосжилинспекции.

    Капремонт и Акты закрытия работ

    Мосжилинспекция проводит визуальное обследование выполненных работ совместно с уполномоченным депутатом и направляет в Департамент капитального ремонта заключение об обоснованности или необоснованности замечаний уполномоченного депутата. После поступления заключения в случае необоснованности замечаний депутата Департамент принимает решение считать Акт приемки с приложенным особым мнением согласованным, а в случае обоснованности замечаний возвращает акт приемки Фонду для организации устранения замечаний и последующего подписания акта приемки депутатом.

    Часть 2 ст. 190 Жилищного кодекса России предполагает, что подписание Акта приемки уполномоченным депутатом является согласованием данного Акта приемки. Это обозначает, что Фонд капитального ремонта Москвы не имеет права производить оплату своим подрядным организациям без согласования с муниципальным депутатом.

    Хочется отметить, что институт «особого мнения» уполномоченного депутата согласно имеющимся на сегодня нормативным актам является размытым в юридическом смысле понятием, не обладающим специальным административно-правовым обеспечивающим механизмом. Именно по этой причине, очевидно, "особое мнение" следует подкреплять письменными обращениями жителей в адрес своего депутата, где будут указаны все выявленные дефекты работ и предложения по их устранению. Поэтому прошу всех жителей Мещанки отнестись к вопросу капитального ремонта принципиально внимательно. Контроль необходим не только со стороны депутата, но и со стороны самих жителей. Именно поэтому в моей личной практике существует принцип подписания Актов в числе последних и обязательно вместе с жителями и в присутствии хотя бы частичного состава комиссии.

    Господа, члены Комиссии! Такого как: "товарищ депутат, мы подвезем тебе на работу, ну или куда скажешь.. пару-тройку бумажек, подпиши, а..!" - со мной такие фокусы не получатся, и не нужно за моей спиной искать резервного подписанта. То, как делают другие депутаты - на совести каждого депутата.

    Только совместными усилиями возможно преодоление всех имеющихся барьеров в борьбе за оптимальное качество ремонта наших с вами домов.

    Хочу добавить, что открытие работ одним депутатом, а закрытие другим - недопустимо согласно действующим номативно-правовым актам. Те мои адреса, по которым уже начат ремонт, вероятно кто-то из моих коллег уже открыл. Соответственно, закрывать их я уже не имею никакого права.

    И, ещё не менее важный момент заключается в том, что и депутаты и жители конкретного дома не обладают (и не обязаны таки обладать) специальными знаниями во многих технических вопросах ремонтных работ. А привлечение экспертов "со стороны" не имеет правового и, самое главное, материального обоснования и обеспечения. Откуда мне врачу по профессии знать как правильно проводить скрытые работы в подвале или менять мягкую кровлю..



    --

    Алексей Бондаренко,

    депутат МО Мещанский в городе Москве