На основе убеждения и принуждения (мягкого и жесткого) к законности.
Предметом тога ни при каких условиях не могут быть: интересы жителей и законность.
Одними из основных инструментов депутата являются:
Обращение (заявление, жалоба, предложение), поддержка районных активистов и жителей, формирование коалиции с другими депутатами, имеющими те же задачи, для трансформации необходимых инициатив в решения совета депутатов, депутатский запрос (который в прочем, не многим отличается от обращения).
Что касается жесткого принуждения - то это можно делать в том числе посредством направления соответствующих процессуальных документов в правоохранительные органы. Пример как я это вижу: падение деревьев, частей зданий на людей и автомобили. Ко мне как к юристу недавно обратился пострадавший житель от падения дерева и столба (в нормальную погоду дерево упало на столб, а столб на три автомобиля). На наличие состава преступления соответствующих должностных лиц никто проверку проводить не стал, полиция списала материал в номенклатурное дело вместо передачи в следственный комитет. Компенсацию никто добровольно платить не стал. Вместе с тем, считаю, что в таком случае как я описал, обязательно нужна проверка на наличие признаков преступления, предусмотренного ст. 238 (Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) и ст. 293 (Халатность) УК РФ в действиях соответствующих ответственных лиц. Дерево и столб были в ненадлежащем состоянии, у столба отвалился бетон, вылезла арматура, ими не занимались много лет. Падающие балконы, деревья, столбы – угрозы для жизни и здоровья граждан, тут не до шуток.
Думаю, что по другому заставить работать ту бюрократию, что есть сейчас, почти невозможно.
Подводя итог – дружить с органами исполнительной власти не собираюсь, собираюсь заставить работать и соблюдать закон.